Гоночная формула
Являясь самостоятельным, особым, большим предприятием, железные дороги в зависимости от своего назначения и цели, преследуемой при их проведении, от рода перевозимых грузов, масштаба перевозок, своего технического устройства, географического положения и, наконец, принадлежности делятся на несколько больших групп.

Есть дороги, которые строятся с целью соединения какой-нибудь отдаленной страны с промышленным и развитым государством. Такие дороги не имеют в начале своей работы коммерческого значения. Они являются лишь звеном связи. По ним совершается переброска людей и материалов, необходимых для развиваемой страны. По ним проникает культура. Такие дороги могут соединять государство, отдаленный вновь открываемый порт. Они могут строиться в безлюдных, бедных областях с целью поднятия края, с целью пробуждения местных творческих сил. Они могут также строиться в богатых, но диких областях, в целях возможности обработки естественных богатств и вывоза их из этой области. В будущем такие дороги могут обогатить край и сделаться дорогами весьма важного коммерческого значения.
В Америке, точно так же, как и в СССР, есть огромные площади необработанных, но с природными богатствами зе-мель. Леса, нефтеносные и золотоносные земли, угольные пласты, залежи руд всякого рода, пушнина, рыбные богатства и др.-все это недоступно человечеству, так как лежит вдалеке от удобных путей сообщения. Прежде чем браться за разработку даров природы, надо сделать возможной жизнь и труд человека в первобытных условиях.
Только постройка железной дороги сможет облегчить задачу. Поэтому в Америке в таких случаях в первую очередь строятся дороги. Они связывают основные области со вновь разрабатываемой и облегчают путь пионерам-изыскателям и труженикам новых областей.
По имени их такие дороги называются пионерными. По мере разработки новых областей, пионерные дороги мало-по-малу становятся доходными, приобретая коммерческое значение. Вдоль них возникают поселки, города, промышленные предприятия. В свою очередь они дают начало другим дорогам и таким образом входят в общую сеть дорог страны.
Примерами пионерных дорог в СССР могут служить: б. Амурская, Мурманская и весь Великий Сибирский путь. Они вызывают хозяйственный полъем края, переселение на новые места, развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли и т. п.
Для поддержания таких дорог государство идет на некоторые жертвы. Так, для Мурманской жел. дор. введены специально пониженные провозные платы (специальные тарифы), предоставлены права на разработку лесных богатств, рыболовство и т. п. Мурманский порт передан в управление дороги.
Для военной обороны государства прокладываются же-лезные дороги, ведущие к границам страны. Эти дороги наз-начаются главным образом для перевозки войск и военного снаряжения. Хотя такие дороги наравне с другими открыты для общего пользования, однако, в большинстве случаев они коммерческого значения не имеют. Строятся они обычно по кратчайшему направлению и иногда проходят через мало промышленные местности. Их цель-особая,-поэтому и условия постройки не зависят от их коммерческого значения. Все же с течением времени иногда и такие военные дороги-с развитием производительных сил страны могут получить коммерческое значение и перевозить большое количество невоенных грузов. Всякий новый путь сообщения, особенно такой удобный, как железная дорога, вызывает к жизни и привлекает к перевозке новые товары и грузы. Однако, с началом военного времени, коммерческие перевозки по военным дорогам, в виду необходимости совершения воинских перевозок, должны быть сокращены, либо совсем прекращены.
Дороги военного значения носят наименование стратегических. Примером может служить в бывшей императорской России линия Полоцк-Седлец, рассчитанная на 43 пары воинских поездов. В мирное время работа ее едва достигала 2-3 пар.
Остальные железные дороги строятся с целью развить такую перевозочную деятельность, при которой предприниматель, безразлично частное ли он лицо, акционерное общество или государство, мог получать известную выгоду от экспло-атации. Такие дороги вызываются к жизни наличием насущной необходимости в перевозочных сред твах для вывоза, ввоза или перевозки имеющихся или предполагаемых грузов. При проектировании таких дорог делается подсчет, насколько выгодно затратить необходимые средства на постройку и эксплоатацию дороги, оправдаются ли все сделанные расходы полученной прибылью от сборов и т. п. Словом, в основание решения вопроса проводить ли данную дорогу закладывается коммерческое основа-ние. Поэтому такие дороги носят наименование коммерческих.
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Related Posts
Many Tags
May 2, 2008Readability Test
May 1, 2008Many Tags
May 2, 2008Readability Test
May 1, 2008